В Коломне возрождаются храмы — свидетели духовной жизни народа

295
В конце марта МЕДИАХОЛДИНГ «Ять» совместно с благочиниями Коломны и Коломенского округа запустили совместный проект «Навеки людям». В нем мы рассказываем о храмах родного края. В рамках этого проекта интервью нашему изданию дал благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа епископ Луховицкий Петр. Из беседы с благочинным мы узнали, какие храмы сегодня нуждаются в восстановлении и что уже сделано.
 
 — Какие храмы Коломенского городского округа нуждаются, по вашему мнению, в реставрации? 
 
— Весной 2016 года на Коломенской земле было выделено два канонических подразделения Московской епархии − благочиние города Коломны и благочиние Коломенского округа, объединившее сельские приходы. Поэтому о каждой административно-территориальной единице скажем отдельно. 
 
В Коломне серьезная реставрация нужна четырем храмам: Никитскому, у которого сильно повреждена кладка одного из приделов, Воскресенскому, Борисо-Глебскому и Христорождественскому, до сих пор не переданному Русской Православной Церкви. 
 
На сельских территориях надо восстанавливать одиннадцать храмов. Из них самыми сложными для реставрационных работ станут Никольский в селе Дарищи, Успенский в селе Черкизово, Владимирский в поселке Индустрия, Покровский в селе Дуброво, Покровский в селе Лысцево, Никитский в селе Северском, Христорождественский в селе Апраксино и Воскресения Христова в селе Васильево, где от здания сохранились фрагменты стен и часть алтарной апсиды. 
 
 — Сколько храмов уже восстановлено? 
 
— Когда храм отремонтирован настолько, что в нем можно совершать божественную литургию, его освящают. К началу 2018 года в благочиниях города Коломны и Коломенского округа освящено уже восемнадцать храмов, из которых три новопостроенные.  
 
— Можно ли среди храмов Коломенского городского округа выделить такие, которые представляют наибольшую культурную ценность? 
 
— При ответе на этот вопрос многое зависит от того, что мы будем подразумевать под культурой. Для светского восприятия, сближающего понятия культуры и цивилизации, значимыми будут, например, самые древние наши храмы – Ильинский в селе Пруссы или Иоанно-Предтеченский в Коломне, Богородицерождественский в Бобреневом монастыре. С такой точки зрения мы можем говорить о храмах как местах памяти деятелей отечественной культуры. В Коломне, например, Никитский храм связан с именем знаменитого публициста XIX века Никиты Петровича Гилярова-Платонова, Богоявленский храм – с известнейшим православным богословом, митрополитом Филаретом (Дроздовым), Брусенский и Бобренев монастыри соединены для нас именем коломенского новомученика, богослова епископа Григория (Лебедева). В этом же контексте можно упомянуть утраченный ныне коломенский храм Всех Святых, основанный семьей промышленников Струве, в котором в 1918 году служил божественную литургию первый после двухсотлетнего перерыва Патриарх Московский и всея России Тихон.  
 
Говоря официальным языком статистики, на сегодняшний день в благочинии города Коломны к памятникам культурного наследия отнесено 20 объектов (19 храмов и колокольня Тихвинского храма), из которых 12 − памятники федерального значения. А в благочинии Коломенского округа 26 объектов (24 храма и две колокольни) стали памятниками культурного наследия. Из них шесть – памятники федерального значения и 18 − регионального. 
 
Если же говорить о ценности коломенских храмов для людей верующих, связывающих понятие культуры с идеей сохранения веры, то каждый из храмов свят как обитель Бога и дорог как место приложения наивысшего человеческого усилия − духовного. 
 
— Как тесно, на ваш взгляд, церковь связана с культурой? В глобальном смысле и культурой отдельного человека (возможно, культурой поведения).  
 
— Слово «культура» с латинского языка переводится двояко − как «возделывание» и как «почитание». Для античного мира актуальным стало первое значение, а для христианского − второе. В русском языке слова «культура» и «культ» однокоренные. Действительно, в глобальном смысле русская культура как наследница культуры европейской в своем основании хранит культ христианства. Иными словами, наш менталитет и многовековое культурное наследие обусловлены верой в Христа как Сына Божия. 
 
И если в этом отношении говорить о культуре поведения отдельного человека, то верующий, по обыкновению, всеми силами старается сохранить мир внутри и вокруг себя. О таком мы часто можем сказать «светлый человек», невольно свидетельствуя о природе и характере его поступков. 
 
— Почему важно сохранять наследие предков − старинные храмы, иконы? 
 
— Православные святыни, к которым относятся храмы и иконы, − важная часть нашего культурного наследия, свидетельство духовной жизни народа. Их сохранение − прямая наша обязанность перед потомками.  
 
— Есть ли в планах благочиний строительство новых храмов, «с нуля»? 
 
— Необходим храм на территории микрорайона Колычево, в котором на 40 000 человек населения приходится всего одна Троицкая церковь в расположенном рядом поселке имени Кирова (древнем селе Протопопово). 
 
Осенью 2017 года в селе Троицкие Озерки была образована приходская община, в которую вошло более 60 человек. Троицкий храм здесь был уничтожен в советскую эпоху, а создание инициативной группы – начало пути по восстановлению святыни. Тот же процесс возрождения духовной жизни можно наблюдать в селе Коробчеево, где до основания был разрушен Михаило-Архангельский храм.
 
 — Скоро заканчивается Великий пост. Что можно сказать людям, которые в этом году соблюдали правила поста впервые и справились?
 
— Можно порадоваться за них и пожелать не останавливаться на пути духовного роста. 
 
 
 Подготовлено совместно с отделом по издательской деятельности и связям со СМИ благочиния города Коломны Московской епархии РПЦ

Оставить комментарий

avatar