Сегодня вспоминают известных и безымянных летчиков, связанных с Коломной и Луховицами

145

Сегодня, 26 июня, – день памяти советских летчиков Александра Маслова и Николая Гастелло. 77 лет назад, 26 июня 1941 года, на пятый день Великой Отечественной войны, они совершили подвиги и погибли, защищая Родину.

Таран немецкой автоколонны – один из первых огненных таранов в истории той войны, поначалу приписали экипажу Николая Гастелло – однополчанам Маслова. Самолет Гастелло был сбит, летчик пытался направить его на врага, но не дотянул до цели. Посмертно Гастелло был награжден званием Героя Советского Союза, а экипаж – орденами Отечественной войны I степени. Уже в 50-е годы прошлого века стало известно, что в этот день огненный таран совершил экипаж Маслова, но лишь 2 мая 2004 года капитану Маслову было посмертно присвоено звание Героя России.

Александр Маслов – коломенец. Родился 22 ноября 1907 года, окончил заводскую школу и школу крестьянской молодежи, работал киномехаником в Коломне. В октябре 1929 года был призван в Красную Армию, затем окончил военно-теоретическую школу летчиков и курсы командиров. 1941 год он встретил командиром 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии дальнего действия Западного особого военного округа. 26 июня во время бомбежки танковой колонны в районе Минска самолет Маслова был подбит. И экипаж решил бросить полыхающую машину на немецкую автоколонну.

Имя ещё одного летчика, героя Великой Отечественной, связано с Подмосковьем. Перед началом войны в Клину жил зам. командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка – летчик-истребитель Виктор Талалихин. В ночь на 7 августа 1941 года он одним из первых с начала войны совершил таран немецкого бомбардировщика. Самолёт Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино Домодедовского района, а раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку (до 27 октября, когда он погиб в воздушном бою, он сбил еще пять вражеских самолетов).

В 2014 года члены домодедовского поискового отряда «Истокъ» вместе с поисковиками из Коломны и Москвы обнаружили самолет Талалихина И-16, а два года спустя – сбитый им немецкий Хейнкель-111, разбившийся недалеко от деревни Добрыниха.
Кстати, как сообщает портал dmdvesti.ru, сейчас «Истокъ» работает возле деревни Холмы Озерского района – здесь найден немецкий бомбардировщик Юнкерс-88.
А 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной, коломенские поисковики из отряда «Суворов» приняли участие в захоронении пятерых летчиков в Луховицком районе. «Суворовцы» подняли их останки в апреле-мае этого года во время поисковых работ недалеко от села Григорьевское.

В 1941 году возле села был создан полевой аэродром, с 1943-го здесь начали формироваться первые польские авиационные части: 1-я польская истребительная авиаэскадрилья «Варшава», а затем польская ночная бомбардировочная авиаэскадрилья «Краков». Именно отсюда свои первые вылеты совершали лётчики воссоздававшихся ВВС оккупированной немцами Польши.

Для работы на аэродроме было выделено необходимое число советских инструкторов, технический персонал, а также пять учебно-тренировочных самолетов. Командиром эскадрильи был назначен капитан Вацлав Козловский, родившийся в СССР и служивший до этого момента в советских ВВС.

Вскоре было принято решение на базе первой авиаэскадрильи создать Первый истребительный авиаполк, получивший затем название «Варшава», в составе 175 человек: 33 офицера, 123 подофицера и 18 рядовых. В полк начали прибывать опытные летчики и самолеты ЯК-1 и ЯК-7 (один истребитель приобрёл на собственные деньги известный советский актёр Вольф Мессинг).

Сложность обучения усиливал языковой барьер: курсанты недостаточно хорошо знали русский, а инструкторы – польский. Может быть, это тоже способствовало тому, что во время тренировочных полетов не обошлось без трагедий: так, например, известно, что в ноябре 1943 года молодой пилот Рышард Божиковский не справился с управлением самолета. Наблюдатели на аэродроме видели, как он вошел в штопор и разбился в лесу. Вместе с Божиковским погибли второй пилот и инструктор Иван Бондарь.

Всего за время существования Первого польского учебно-тренировочного авиаотряда погибли девять курсантов и инструкторов.

На фото: мемориал на кладбище с. Григорьевское.

А не так давно поисковиков из Коломны попросили найти неучтенное захоронение и поднять останки летчика, также разбившегося во время тренировочного полета. Ребятам пришлось работать в непростых условиях – в апреле земля еще не оттаяла, копать было сложно.

На фото: поиск захоронения летчиков под Луховицами.

Однако в конце концов «суворовцы» нашли место захоронения, в котором оказалось двое погибших вместо одного: польский курсант и советский инструктор. Их имена установить пока не удалось.

Под Луховицам были найдены и советские летчики 840 авиаполка 113 авиадивизии дальнего действия, также базировавшегося под Григорьевском. Они погибли 25 июля 1943 года, возвращаясь с боевого вылета: по неизвестным причинам пилот не сумел посадить самолет как положено, и он разбился.

На фото: слева — летчик Анатолий Базегин 1915 г.р., справа — Евгений Кузнецов, штурман, 1919 г.р.

Погиб весь экипаж ИЛ-4: младший лейтенант Анатолий Базегин, уроженец Вологодской области (награжден орденом Красного Знамени), лейтенант Евгений Кузнецов, уроженец Пятигорска (награжден орденом Красного Знамени), сержант Михаил Коробицин, уроженец Новосибирской области. Их останки из неучтенного захоронения тоже эксгумировали поисковики из Коломны.

Советских летчиков вместе с польским коллегой под оружейный салют, с отданием духовных почестей, похоронили 22 июня на мемориале сельского кладбища.

Фото: из архива, из архива поискового отряда «Суворов», Геннадий Гахов, из архива Луховицкого историко-краеведческого музея, из личных дел летчиков

Оставить комментарий

avatar