Храм древнего села

91

На этот раз мы отправились в село Васильево Коломенского района, где небольшая церковная усадьба спряталась среди малоэтажных сельских домов. С шоссе ее не видно, а когда подъезжаешь к забору храма, в глаза тут же бросается удивительный контраст: новопостроенный храм-часовня располагается напротив развалин древнего храма XVIII века. Во времена советской власти церковь, как водится, была разрушена, и теперь в руинах с трудом угадывается когда-то красивейшее здание. 

Мы встретились с настоятелем храма протоиереем Александром Хмыловым. «Село Васильево древнее, — начинает он свой рассказ. — Есть мнение, что его появление на берегу Оки связано с Куликовской битвой. Недалеко отсюда, на Девичьем поле, князь Дмитрий Донской собирал войска, чтобы пойти на Мамая. Отличившимся в битвах воинам он раздал здесь земли. По одной из версий, вотчины называли в честь этих воинов. Так, появились названия Колычево и Васильево. В селе Васильево кирпичный храм построили в 1711 году. Однако, возможно, религиозная община была здесь и до этого, а храм был раньше деревянным. Построили церковь в честь Воскресения Христова, а точнее, Обновления Воскресения Словущего».

Особенно чтилась в храме икона Казанской Божией Матери. По легенде, нашли эту икону на соседнем источнике, принесли в храм и установили на правый столп. Она считалась чудотворной. 

Имение графа Санти

Село Васильево тесно связано с именем итальянца Франца Санти, которого государь Петр I пригласил в Россию для создания гербов разным городам. Санти составил гербы для многих русских городов, в том числе для Санкт-Петербурга, а также добавил внешние атрибуты старым гербам. Близ Коломны у него было имение, которое простиралось от Акатьева до Васильева. За храмом находилось кладбище (уничтоженное в советские времена), где были похоронены родственники итальянца. В частности, рядом с современным храмом-часовней есть уцелевший надгробный памятник из мрамора графу Александру Львовичу Санти, внуку Пьемонта Франца Санти.

Разобрали на кирпичи

Храм в Васильеве просуществовал до 30-х годов ХХ века. Чудом уцелел при ранней советской власти, однако здание долго использовали под склад, в основном в нем хранили зерно. Разрушили васильевский храм гораздо позже, при Хрущеве.

«В 60-х годах местному совхозу понадобился строительный материал, — рассказывает отец Александр. — Говорят, директор совхоза сам организовал разрушение храма. Старожил села, одна бабушка, рассказывала мне, что разрушение церкви давалось очень тяжело. Раньше же строили на совесть. Стены храма взрывали, тросами растягивали на тракторах. Разобрали по кирпичикам, уцелела только небольшая часть. Из добытых кирпичей строили, кажется, свинарники».

По словам старожилов, люди, разбиравшие здание храма на стройматериалы, окончили жизнь рано и плохо, большинство из них погибло в результате несчастных случаев. 

Построили временную церковь

Без храма село жило до 1998 года. В конце 90-х храмы стали возрождаться по всей стране. На стыке 1996-1997 годов православные верующие села Васильево организовали общину и зарегистрировали ее как «приход церкви Воскресения Христова». Люди захотели возродить древний храм, но достаточной суммы денег не набрали. Поэтому они поставили небольшой временный храм-часовню. Кто-то жертвовал деньги, кто-то привозил стройматериалы, кто-то строил. На строительство ушел почти год. Купол установили спустя еще пять лет, поначалу был временный с маленьким крестом.

Совсем недавно храм-часовню утеплили изнутри, обшили красивой вагонкой. Но многое еще предстоит сделать.

«Первостепенная задача — провести в храм газ, — говорит отец Александр. — Еще нужно довести до конца железную ограду. После этого мы хотели бы заказать проект реставрации древнего храма. Дальше мы пока и не замахиваемся, но мечтаем, конечно, восстановить разрушенную церковь, ведь это памятник архитектуры».

Иконы храма-часовни

Иконы храма-часовни в честь Воскресения Христова в основном недорогие временные — литография. Впрочем, есть и одна свеженаписаная икона Казанской Божией Матери. Ее автор — священник-иконописец, знакомый отца Александра Хмылова. Древняя икона Казанской Божией Матери не сохранилась, исчезла в советское время. Где она сейчас, никто не знает.

Есть несколько икон, привезенных уроженцами села Васильево из путешествий. Например, икону святителя Спиридона Тримифунтского прихожане привезли из Греции, а иконы, посвященные святой равноапостольной Нине и Преподобному Гавриилу, — из Грузии.

В современном храме две особо почитаемые иконы. «Икона усекновения главы Иоанна Предтечи, принявшего мученическую смерть, — уточнил наш собеседник. — И Спас с Предстоящим, но ее надо реставрировать…»

 

 


Фото: Александр ВИТИН

Как помочь храму

Местная религиозная организация православный приход Воскресенского храма с. Васильево Коломенского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви.

ИНН 5070014006 
КПП 502201001 
ОГРН 1035000034816 
ОКПО: 53914023 
Р/С 40703810200880000041 
Банк: Филиал «Центральный» банка ВТБ (ПАО) 
БИК 044525411 
К/С 30101810145250000411

Настоятель — протоиерей Александр Хмылов

Адрес: 140478, Россия, Московская область, Коломенский район,
с. Васильево, ул. Озерная, д. 11.

Сайт: http://vasilyevo.cerkov.ru/

Электронная почта: vasilyevo.cerkov@gmail.com

Оставить комментарий

avatar