Дистанционка – наше будущее?

458

 

В марте все российские школы и большинство вузов перешли на онлайн-обучение в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Не новая, но непривычная для школьников и педагогов форма обучения стала настоящим испытанием на прочность, резким выходом из зоны комфорта. В родительских чатах обсуждения нового формата учебы частенько переходят в настоящие баталии. За головы схватились и педагоги, которым в буквальном смысле слова приходится целыми сутками быть на связи с учениками. Между тем в Совете Федерации и Минобразования заявили о необходимости в ближайшее время узаконить понятие дистанционного образования. Способно ли онлайн-обучение вытеснить традиционные формы занятий? Не пострадает ли качество знаний учеников? И готовы ли наши ученики и педагоги, школы и вузы?

Дистанционное обучение давно уже наша реальность. Пусть и частично: практически везде введена система электронных журналов, где выставляются оценки и прописываются домашние задания, в учебном процессе активно используются видеолекции, конференции и презентации. Однако полный переход на дистанционное образование – гораздо более серьезный шаг. Между тем, в Совфеде и Минобразования уже заявили о необходимости в ближайшее время официально оформить правовой статус дистанционного образования. В одном из публичных выступлений глава Министерства просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что дистанционные формы обучения – важный элемент образовательного процесса, существенно расширяющий возможности учащихся.

О необходимости закрепить статус дистанционного образования говорила и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она отметила, что пандемия коронавируса дала импульс движению к формированию системы школьного и вузовского образования, органично сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии обучения. Будущее именно за такой системой.

Возможно, так и будет. Но сейчас учителя и родители сталкиваются с большим количеством проблем при организации онлайн-обучения. Самые распространенные – некорректная работа онлайн-платформ, которые постоянно зависают, отсутствие качественного интернет-соединения, нехватка техники.

Для многих родителей переход на дистанционку стал настоящим потрясением. По данным исследования SuperJob, в котором приняли участие 1600 человек из всех регионов страны, большинство родителей хотят, чтобы после снятия режима самоизоляции дети, как и прежде, ходили в школу (91%).

«Нет эмоционального контакта»

Ирина Единарова, учитель английского языка Пирочинской школы:

– Сначала дети обрадовались дистанционному обучению, впрочем, как всему новому и интересному. Они живо включились в рабочий процесс, потому что мы стали использовать новые формы построения занятий. Появились видеоуроки, презентации, мастер-классы, интернет-доски… Многие из этих элементов можно успешно использовать в учебной работе после снятия режима самоизоляции, но полностью переходить на дистанционное обучение, думаю, рано и нецелесообразно. Все-таки минусов у дистанционного образования пока больше. Полный переход на дистанционное обучение означает тотальную смену жизненного уклада семьи. Трудно проводить или слушать урок, когда в тесной квартире находятся мама, папа, бабушка и младший брат. Когда я проводила онлайн-уроки, приходилось очень много времени тратить на дисциплину. Ребята забывали выключать микрофоны, поэтому иногда слышны были и детский плач, и окрики родителей, и другой посторонний шум. Иногда дети не могли включить камеру, поэтому часть учеников я просто-напросто не видела и не могла знать, чем они занимаются по ту сторону экрана. Было сложно установить эмоциональный контакт с ребятами, не видя их глаз, не чувствуя обратной связи, а для учителя это важно.

Кроме того, после перехода на онлайн-систему обучения мой рабочий день перестал быть фиксированным. После проведения урока мне приходилось дублировать задания для тех, кто не смог присутствовать на занятии, выкладывать информацию в родительский чат, в социальные группы, отвечать на вопросы детей, проверять домашнее задание. У компьютера я проводила все время – с утра до вечера. Я преподаю иностранный язык со 2 по 9 класс, и каждый ученик и родитель могли прислать вопросы, на которые мне приходилось отвечать даже поздно вечером.

«Ребятам не хватает самодисциплины»

Елена Ветошкина, кандидат педагогических наук, доцент ГСГУ:

– Элементы дистанционного обучения в высшей школе используются давно, особенно активно на курсах повышения квалификации и переподготовки. Но одно дело использовать элементы дистанционного обучения, а совсем другое – полностью погрузиться в него.

В качестве плюсов отмечу, что новый формат работы позволил преподавателям и студентам освоить множество образовательных интернет-ресурсов, онлайн-платформ, образовательных технологий, которые они впоследствии смогут успешно применять в учебе. На занятиях активно использовались такие формы обучения, как видеоконференции, презентации, виртуальные лаборатории, эксперименты, графические интернет-доски… Преподаватели старались сделать пары максимально интересными и познавательными. Конечно, подготовка к таким урокам требовала от педагогов гораздо больших усилий. Учителю, привыкшему видеть глаза учащихся, было сложнее удержать внимание интернет-аудитории и проверить качество полученных знаний.

Я считаю, что живой контакт учителя и учащегося не заменит ни одна видеолекция. В условиях дистанционного обучения невозможно развить у студентов коммуникационные способности, столь необходимые для будущего учителя. Ведь педагог просто обязан уметь грамотно и красиво говорить, держаться перед аудиторией, управлять классом. Кроме того, дистанционное обучение требует от учащихся развитой силы воли, ответственности и самоконтроля, что сложно для студентов, особенно младших курсов. Отсутствие мотивации к учебе и внутренней самодисциплины неизбежно приведет к падению успеваемости студента.

«Тяжело слушать «говорящую голову»

Валентина Бобр, учитель математики и физики, 26 лет педагогического стажа:

– Мы не были готовы к дистанционному обучению абсолютно. Педагогов не обучили работе с новыми форматами и инструментами, и им пришлось самостоятельно разбираться с онлайн-платформами и переводить материалы в электронный вид. Помимо этого переход на удаленку вскрыл масштабы «цифрового неравенства»: кто-то работал на компьютере, кто-то на планшете, кто-то на телефоне… А ввиду того, что у каждого из устройств свои особенности, постоянно приходилось приспосабливаться и подбирать наиболее удобный и эффективный формат работы. В самих заданиях, предложенных школьникам для выполнения, допущена масса ошибок, а многие из них просто не соответствуют возрасту детей.

Проблемы доступа к Интернету, отсутствие в семьях техники, сбои в работе интернет-платформ – все это стало вызовом для образовательной системы. Поэтому, на мой взгляд, о полном переходе на дистанционное обучение и речи быть не может. Дистанционное образование вредит не только здоровью учеников и учителей, но и не позволяет усвоить материал, не дает полного понятия предмета. Какие бы платформы ни были разработаны, ничто не заменит очного общения детей и педагога. Ребенку тяжело слушать «говорящую голову» на экране. Это требует от него титанических усилий, усидчивости и самодисциплины. Чтобы понять собеседника, приходится прикладывать гораздо больше усилий – вслушиваться, всматриваться, тратить больше времени на интерпретацию из-за искаженного голоса и интонации – а значит, ребенок быстрее устает и меньше запоминает. Может быть, отличник сможет заниматься самостоятельно, но троечник – однозначно нет.

«Какая социализация онлайн?»

Сергей Ермаков, папа пятиклассника:

– Дистанционное обучение в школах отнимает много времени у родителей. Если раньше ответственность за усвоение школьного материала лежала на учителях, а домашнее задание – на родителях, то теперь родители должны и объяснить, и помочь выполнить домашнее задание, и к контрольной работе подготовить. Многие учителя говорят: «Читайте сами. Вот вам задания». Приходится сидеть с сыном, помогать, контролировать. Ребенок отвлекается от учебы. Одно дело, когда он сидит на уроках в школе, а другое – дома. Его приходится заставлять садиться за компьютер. А если я и мама работаем? Кто заставит? Кто проконтролирует? Кто поможет подключиться к онлайн-платформе, которая постоянно виснет? Кроме того, ребенок должен социализироваться, общаться со сверстниками, учителями. А какая социализация онлайн? Но больше всего я волнуюсь насчет процесса получения знаний. Дети откровенно халтурят, могут списывать на контрольных и тестах. Ведь никто же не проконтролирует, что он делает по ту сторону экрана. А еще расходы на Интернет в нашей семье значительно увеличились. Пока я не увидел ни одного плюса дистанционной системы обучения.

«Интернет пропал во время сдачи экзамена»

Виктор Торгунаков, студент 3 курса МФТИ:

– В целом дистанционное обучение мне нравится. Во-первых, не надо тратить время на дорогу. Во-вторых, заниматься дома удобнее, тебе никто не мешает. В-третьих, учиться стало гораздо проще, потому что стали доступны видеозаписи всех лекций. Если что-то непонятно, можно прослушать урок еще раз, более внимательно. На качество знаний такой формат работы ничуть не влияет. Возможно, потому что я дисциплинированный и ответственный студент, заинтересованный в учебе и хороших оценках. Самый большой минус дистанционного образования – постоянные проблемы с интернет-связью. Недавно в моей практике был случай, когда интернет пропал прямо во время сдачи экзамена. В итоге я получил более низкий балл, так как не выполнил часть заданий. Было очень обидно. Ну и, конечно, дистанционное обучение лишает живого общения с педагогами и одногруппниками.

Лариса Лунькова, начальник Управления образования Коломенского городского округа:

– Пока каких-то юридических или фактических оснований для перехода на дистанционное обучение нет абсолютно. Конечно, элементы дистанционного обучения показали свою состоятельность. Нельзя сказать, что это абсолютная панацея и мы радостно все перейдем на дистанционку. Здесь нужно аккуратно балансировать между формами, актуальными для одного вида занятий, и формами для другого вида занятий. Нельзя говорить, что только очное – это отлично, а дистанционное – плохо. Или наоборот. Дистанционка показала, что мы можем закрывать слабые места. Система ZOOM-конференций, скайп-конференций прекрасно работает, когда нет возможности очных встреч. У дистанционки есть свои плюсы, которые мы сможем использовать в «мирной» жизни.

Опасно для жизни!

Нормы СанПин запрещают ребенку долго работать за компьютером. Пять дистанционных уроков это в день – это уже нарушение, угрожающее здоровью.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» для учеников I-IV классов время за компьютером на уроке не должно превышать 15 минут, для учеников V-VII классов – 20 минут, для учеников VIII-IX классов – 25 минут, для старшеклассников X-XI классов на первом часу учебных занятий – 30 минут и на втором – 20 минут. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I-IV классов составляет один урок, для обучающихся в V-VIII классах — два урока, для обучающихся в IX-XI классах – три урока.

Ольга Балашова