Первые в мире. Сделано в Коломне

191
сделано в Коломне

Не секрет, что Коломна – город талантливых конструкторов, и их инженерная мысль всегда двигала науку и производство вперед. Сегодня мы поговорим о том, что было создано в нашем городе впервые. Впервые в России или даже мире. Самым показательным с этой точки зрения является Коломенский завод. Сегодня именно ему мы посвятим эту статью, но в будущем обязательно расскажем и о других предприятиях, которые внесли свою лепту в технический прогресс.

Коломенский завод стал одним из ярких символов бурного развития железнодорожного транспорта в Российской империи второй половины XIX века. В Коломне был построен первый в мире речной теплоход, в 1908 году – четырехтактный судовой дизель. Но давайте обо всем по порядку.

Дизели

Коломенский завод одним из первых в мире освоил производство нового класса тепловых двигателей – дизелей. В 1903 году здесь был изготовлен первый одноцилиндровый вертикальный дизель мощностью 18 л. с., а через некоторое время завод стал крупнейшим в стране производителем дизелей. В 1904-1905 годах дизели с торговой маркой Коломенского завода нашли применение как на производствах, так и в трубопроводном транспорте и на электростанциях.

сделано в Коломне

Теплоход

В 1907 году коломенские инженеры нашли способ применения дизеля в качестве силовой установки для речных и морских судов. В 1907 году по проекту русского инженера-изобретателя Раймонда Корейво был построен первый в мире речной буксирный теплоход «Коломенский дизель», позже получивший название «Мысль». Р. Корейво изобрел муфту — реверс-механизм, который позволял обеспечивать обратный ход транспортному средству.

сделано в Коломне

Буксир был назван теплоходом, и такой термин вскоре стал общепризнанным. С этого времени началась эра теплоходостроения в России и в Европе. Стартовали первые поставки дизелей для Военно-морского флота. Продукция предприятия была удостоена высших наград на шести международных выставках, тем самым получив международное признание. Коломенский завод стал ведущим российским предприятием по теплоходостроению.

сделано в Коломне

Нефтеналивной танкер «Дело»

В 1908 году первый в мире морской танкер-теплоход «Дело» был построен на Коломенском заводе по заказу акционерного общества «Океан». Он предназначался для перевозки нефтепродуктов по Каспийскому морю и в низовьях Волги, имел полную грузоподъемность 5034 т, длину 108,4 м, ширину 14 м, осадку 4,8 м. Два двигателя внутреннего сгорания мощностью 500 л. с. каждый позволяли судну развивать скорость до 10,5 узла.

сделано в Коломне

Локомотивы

Локомотивостроение на Коломенском заводе ведет свою историю с 1869 года, когда предприятие выпустило первый грузовой паровоз — это был один из первых паровозов, построенных в России. А в 1873 году завод создал паровоз собственной конструкции.

сделано в Коломне

В советское время, в 1959 году, на заводе был построен первый в стране грузовой газотурбовоз Г1 мощностью 3500 л. с., велись работы по созданию передвижных дизельных электростанций.

сделано в Коломне

В 1988-1989 годах появились опытные восьмиосные тепловозы ТЭП80. В 1993 году во время опытных поездок тепловоз ТЭП80 установил впервые в мировой практике рекорд скорости для тепловозов – 271 км/ч. Это самый быстрый тепловоз за всю историю Советского Союза.

сделано в Коломне

сделано в Коломне

Вагоны

С 1865 года на предприятии было освоено производство железнодорожных вагонов (до 1865 года вагоны в России не производились). Предприятие выпускало пассажирские вагоны всех классов, товарные вагоны и цистерны, служебные вагоны и платформы, вагонеты, полувагоны, арестантские, для перевоза леса и скота, полувагоны рыбные, вагоны для перевозки пива для Калининского пивоваренного товарищества плюс моторные и прицепные трамваи.

сделано в Коломне

Подготовила Елена ЛИФАНТЬЕВА
Продолжение следует

! Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на kolomna-news.ru