Клубника из пробирки: как «Школа фермера» в Коломне учит работать на селе

542
школа фермера

1 сентября будущие аграрии вновь сели за парты «Школы фермера», которая уже второй год успешно функционирует на базе Коломенского аграрного колледжа. Слушатели учатся строить эффективный фермерский бизнес с нуля и повышают свою квалификацию.

школа фермера

Программа «Школа фермера» стартовала в 2020 году по инициативе Россельхозбанка. Пилотный проект запустили в четырех регионах, а этом году число участников заметно выросло: в третьей волне более 800 слушателей в 27 регионах России начнут обучаться фермерскому делу. По итогам работы экспертного жюри в Коломенском аграрном колледже, который является главной учебной площадкой в Подмосковье, отобраны 20 слушателей третьего потока «Школы фермера». Готовить будущих фермеров будут по двум профилям: «Пчеловодство» и «Растениеводство». По мнению директора ЦРМБ Россельхозбанка Владимира Капранова, эти направления сегодня в числе самых перспективных в агропромышленном комплексе Подмосковья.

«Уже второй год подряд Россельхозбанк, заручившись поддержкой ведущих аграрных учебных заведений, Министерства сельского хозяйства, крупного бизнеса и фермеров, реализует федеральный образовательный проект «Школа фермера», — отметил директор Владимир Капранов. — Если в прошлом году мы только пытались понять, насколько эта программа будет востребована в стране, то сейчас с уверенностью можно сказать, что интерес к ней очень высокий. Порядка 160 человек подали заявки на участие в третьем этапе обучения. Конкурс составил восемь человек на место. В проекте задействованы 27 регионов страны. Возросший спрос на обучение побудил открыть дополнительный центр подготовки в Москве на базе Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Также немаловажным показателем работы школы являются результаты ее выпускников, многие из которых сумели открыть свое хозяйство и получить гранты от правительства регионов».

школа фермера

Высокий конкурс поставил экспертную комиссию перед трудным выбором: из множества претендентов на обучение пришлось выбирать наиболее мотивированных слушателей, имеющих опыт работы в сельскохозяйственной отрасли и большое желание развиваться дальше. Михаил Мамчур, выпускник прошлого года, пришел в «Школу фермера», не имея за плечами ни опыта, ни знаний. Тем не менее он успешно защитил бизнес-план и сумел создать лабораторию по микроклональному размножению растений. Сегодня в лаборатории, которой руководит Михаил, выращивают несколько сортов клубники, вишни, малины, жимолости и другие растения.

школа фермера

«В «Школу фермера» я пришел с совершенно другим проектом. Наверное, я не до конца понимал, чего хочу. У меня было больше желание создать предприятие по выращиваю ягод и полное отсутствие алгоритма, как это сделать. Стандартная схема предполагала, что изначально ты покупаешь землю, посадочный материал, выращиваешь из него ягоду, а потом ее продаешь. Во время учебы, пообщавшись с опытными и знающими людьми, я пришел к выводу, что надо идти по обратному пути, и решил размножать растения лабораторным путем, что менее затратно и хлопотно. Реализовать задуманное мне помогли единомышленники, с которыми я познакомился в «Школе фермера». Считаю, что главным в школе являются не только те знания, которые она дает, но и возможность получения новых контактов и обмен опытом. Моя лаборатория на самом начальном пути развития. Думаю, что вложения начнут окупаться через три-четыре года», — отметил Михаил Мамчур.

Обучение в «Школе фермера» бесплатное. Интересно, что сельское хозяйство привлекает молодежь. Ребята приходят в школу с креативными и смелыми идеями, которые меняют представление о работе фермера.

Егор Калошин из Москвы всерьез увлекся вертикальным фермерством — это эффективный способ выращивания свежих овощей, фруктов, ягод и зелени на территории городов. При таком способе выращивания растений не нужен грунт. Для передачи питательных веществ к растениям используются несколько различных методов: гидропоника, аэропоника и аквапоника. Такие фермы можно устанавливать где угодно. В качестве источника света применяют светодиодные лампы, способные заменить солнечные лучи. Обслуживание ферм роботизировано: по сути, управлять такой фермой можно с помощью приложения на смартфоне.

школа фермера

«По профессии я врач-терапевт, но у меня есть хобби, которое приносит большое удовольствие и имеет все шансы перерасти в нечто большее. Последние два года я всерьез изучаю технологию вертикального фермерства. Моя небольшая команда единомышленников (архитектор, программист, электрик) занимается выращиванием растений в лабораторных условиях. Два года назад мы арендовали в Москве заброшенный корпус, сделали ремонт и на 60 квадратных метрах создали лабораторию, где растим микрозелень, салат, ягоды. Знания черпаем из Интернета и на форумах, поскольку ни у кого из нас нет профильного образования. Также нам помогает консультант, который занимался подобными проектами в Америке и Израиле. Надеюсь, что обучение в «Школе фермера» восполнит недостающие знания. Моя мечта – создать подобные фермы в крупных городах страны, чтобы обеспечивать население экологически чистыми продуктами», — поделился ожиданиями 26-летний слушатель курса «Школы фермера» Егор Калошин.

Ольга БАЛАШОВА