Куда сдать старые автопокрышки

166
утилизация автопокрышек

Переработка, утилизация и прочие «зеленые» слова прочно вошли в наш обиход, однако в России все еще сохраняется консервативный подход к спасению природы, и многие процессы грамотного обращения с отходами не отработаны. Как, к примеру, поступать со старыми автомобильными покрышками? Большинство из нас до сих пор идет по пути наименьшего сопротивления — выбрасывает шины на ближайшую свалку, сжигает или вовсе топит автопокрышки в речке или пруду. Только вот о том, что шины содержат опасные токсичные вещества и подлежат специальной утилизации, никто особо и не задумывается…

Впереди сезон «переобувки» машин, а это значит, что тысячи изношенных автопокрышек полетят в придорожные канавы и кусты. К сожалению, грамотно утилизировать старые колеса мы до сих пор не научились. И дело не только в русском менталитете — «после меня хоть потоп», но и в том, что система сбора и утилизации опасных отходов у нас не налажена.

«Лебеди» из четвертого класса опасности

На первый взгляд кажется: какие от шин могут быть проблемы? Но отслужившая свой век резина — это бытовые отходы четвертого класса опасности. На свалке колеса будут разлагаться больше 100 лет. В результате их неправильного хранения и переработки может пострадать окружающая среда. После воздействия на природу веществ четвертого класса опасности восстановление нарушенного экобаланса происходит в течение минимум трех лет. Вредные вещества попадают в грунтовые воды и загрязняют почву в радиусе более 50 метров от места складирования. Надумаете сжечь — в окружающую среду попадут сера, бензопирен, фуран, диоксины и ряд других канцерогенных соединений, которые создают угрозу и для окружающей среды, и для здоровья человека.

утилизация автопокрышек

Важно! Именно поэтому из старых покрышек нельзя мастерить ограждения на дачах и использовать в качестве клумб. Необходимо изолировать их от контакта с открытой почвой.

Запомни! Сжигать крайне вредно

Сжигание покрышек тут же переводит класс опасности шины в максимальные второй и даже первый. Это связано с присутствием в продуктах горения токсичных пиролизных масел, а также металлов. При бытовом сжигании шин и сжигании на мусоросжигательных заводах могут выделяться крайне вредные вещества, способные вызвать онкологические, сердечно-сосудистые заболевания, болезни дыхательной системы.

Законодательный запрет

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» применительно к веществам четвертого класса опасности запрещается:

  • сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву;
  • размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов».

Другими словами, сброс старых покрышек в лесу, в водоотводных дренажных канавах или на стихийных свалках запрещен, потому как опасен для окружающей среды и людей, живущих поблизости.

утилизация автопокрышек

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) за незаконное сжигание и захоронение отработанных покрышек предусмотрен административный штраф:

  • для физических лиц — от 1000 до 2000 рублей;
  • для должностных лиц — от 2000 до 30 000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 50 000 рублей.

Если в результате сжигания покрышек на стихийных свалках пострадала окружающая среда или погибли птицы и животные, то для виновников бедствия наступает уголовная ответственность.

Как перерабатывают?

В большинстве европейских стран вопрос утилизации продуман с момента выпуска каждой шины и отправки покупателю. Где-то в ее стоимость изначально включены расходы на переработку, и автолюбителю нужно всего лишь отвезти использованные шины в специальный приемный пункт. В Швеции, например, владельцу автомобиля нужно заплатить 80 евроцентов за сданную шину, все остальное не его забота. В странах ЕС 82% отслуживших свое покрышек проходят переработку, в России дело обстоит несколько иначе. Если в крупных городах приемные пункты использованных шин все же появились, то на периферии система сбора и утилизации шин находится или в зачаточном состоянии, или ее просто не существует. Индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса не хотят заниматься утилизацией. С учетом нынешнего законодательства получается очень хлопотно: нужно получать государственную лицензию, еще и предприятие не разместишь там, где удобно.

В России наиболее предпочтительные способы утилизации:

  • переработка шин на крошку для ее дальнейшего использования;
  • сжигание без доступа воздуха в пиролизных печах. В этом случае можно получать калорийное жидкое топливо. К слову, в Коломне подобное сжигание шин идет на Щуровском цементном заводе: происходит замещение природного газа и угля альтернативным топливом, то есть отработанными шинами.

Важно. Деятельность предприятий по утилизации и переработке является лицензируемой.

Способы утилизации

Единственным правильным способом их утилизации является сдача в официальные пункты приема вторсырья. Иногда колеса оставляют в магазине, где были приобретены новые покрышки. Но как правило, их потом просто перепродают с накруткой, а вовсе не утилизируют.

Что делают из резиновых покрышек?

В России резиновая крошка, в которую превращают старые покрышки, находит применение в основном при изготовлении покрытия детских и спортивных площадок, производстве кровельных материалов, капельных систем полива, битумных мастик, новых шин, резиновых матов и шумоизоляционных составов с резиновым наполнителем. Возможно добавление крошки в асфальт. Это в несколько раз повышает его износостойкость, но делает более дорогим.

Ежегодный объем пришедших в негодность шин по России составляет около 1,2 млн тонн. В переработку от этого количества попадает не более 10 — 15%, все остальное валяется по обочинам дорог или на свалках.

Куда сдать покрышки

Для безопасной утилизации шин в Московском регионе в 2013 году запустили специальную экологическую программу как часть системы раздельного сбора отходов. В ее рамках Фонд рационального природопользования ведет круглогодичный бесплатный сбор покрышек и борьбу с незаконными свалками резины. В ряде городов работают пункты, где принимают старые автопокрышки, но в Коломне такого пункта нет.

утилизация автопокрышек

Андрей КузнецовКак нам удалось выяснить, единственным местом, куда можно бесплатно привезти старые колеса, остается территория металлобазы в Колычеве (ул. Астахова, 14). Там установлены два бака, в которые можно выбросить старую резину, причем колеса разного диаметра. Как пояснил директор ООО «Колмет» Андрей Кузнецов, сбором автопокрышек организация занимается полгода. Утилизирует собранные отходы компания «Орис Пром».

Как только контейнеры заполняются, мы вызываем представителей организации, и они вывозят шины на предприятия по переработке, – рассказал Андрей Кузнецов. — У них есть на это лицензия. «Орис Пром» перерабатывает автопокрышки в крошку и везет на асфальтовый завод для дальнейшего вторичного использования. Услуга по сбору покрышек востребована в Коломне, но о ней мало кто знает. За полгода нам удалось отправить на вторичную переработку порядка 50 тонн покрышек. Можно было бы больше, если бы в работу по доставке шин включились городские организации, а не только активисты, небезразличные к экологии. Пока шины на переработку везут только добросовестные коломенцы, которые не хотят превращать свой город в помойку».

Ольга БАЛАШОВА

Порекомендуйте эту новость друзьям:

Оставить комментарий

avatar