Зачем везут покрышки на цементный завод в Коломне

1474

Зачем на Щуровском цементном заводе сжигают отработанные покрышки и как это отражается на экологии Коломны.

В декабре в сети появился видеоролик о том, как дальнобойщик загружает до отказа грузовик отработанными покрышками и везет их сжигать на наш цементный завод. Ролик вызвал недоумение и возмущение жителей Коломны. Так сжигают или нет?

Что в Коломне

«Мы не сжигаем мусор на территории завода, – заявил директор завода «Хольсим (Рус) СМ» Артур Бузюров. – На предприятии происходит замещение природного газа и угля альтернативным топливом – отработанными шинами, которые не относятся к твердым бытовым отходам».

Как это работает

На территории предприятия расположена площадка для временного складирования шин, которая вмещает порядка 200 тонн. Сюда покрышки поступают от специализированных компаний, занимающихся их приемкой.

Далее покрышки поступают на линию подачи шин в печь. Установка рассчитана на подачу 7 тонн в час, но пока завод на эти параметры никогда не выходил. В среднем в печь поступает от 0,5 до 1,5 тонн каждые 60 минут. «Шина подается в печь только при условии, что в данный момент гарантирована полнота ее сгорания, – пояснила руководитель производства Ольга Будкина. – Данные условия контролируются тремя газоанализаторами. Отклонения и превышения в параметрах любого из газоанализаторов контролируются автоматизированной системой, которая мгновенно реагирует на любые изменения. Температура горения достигает 1450ºС. Работа печи обеспечивает безопасные условия сгорания, которых более чем достаточны даже для разрушения стойких органических соединений».

Вред для экологии

При бытовом сжигании шин и сжигании на мусоросжигательных заводах, где температура не превышает тысячи градусов, могут выделяться крайне вредные вещества, которые способны вызывать онкологические, сердечно-сосудистые заболевания, болезни дыхательной системы. Поэтому сжигать шины таким образом нельзя. Жители Коломны обеспокоены, не возникнет в связи с использованием цементным заводом альтернативного топлива экологической катастрофы? «Цементная печь – самый оптимальный способ утилизации шин, как и других отходов, – уверяет начальник отдела экологического контроля предприятия Ольга Бухтоярова. – Решающее значение имеет температурный режим. Благодаря наличию окислительной атмосферы и высоким температурам, до 2000ºС, происходит безопасная утилизация. На обычном мусоросжигательном заводе не все виды отходов можно уничтожить. Но главное — в результате остается не менее 20% золы с высокой концентрацией токсинов, которую надо потом утилизировать. На цементном заводе – нет. Зольный остаток, образующийся непосредственно в цементной печи, вступает в реакцию с сырьевыми материалами и образует клинкер — промежуточный продукт при производстве цемента. Кроме того, утилизация отходов в цементных печах, согласно иерархии способов обращения с отходами, является наилучшей альтернативой обезвреживанию и захоронению».

Кто контролирует

Цементный завод в Коломне – предприятие первой категории негативного воздействия на окружающую среду, поэтому находится под жестким контролем самых разных органов – федеральных, региональных и муниципальных. Кроме того, на предприятии осуществляется производственный экологический контроль. На заводе проводят измерения выбросов от каждого источника, включая непрерывный мониторинг выбросов от цементной печи, разные виды исследований состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны.

Как заверила начальник отдела экологического контроля предприятия Ольга Бухтоярова, за четыре года ее работы на заводе относительно выбросов у контролирующих организаций нареканий не было. Если от жителей микрорайона поступают жалобы, завод рассматривает каждую в индивидуальном порядке и отвечает на все обращения.

Однако самый жесткий контроль за выбросами коломенского цементного завода осуществляет группа LafargeHolcim, к которой относится предприятие.

«Наши стандарты по экологии, промышленной безопасности и охране труда едины для всех заводов в мире. Во многом они превосходят российские требования и нормативы, – рассказывает Ольга Бухтоярова. – Для подтверждения соответствия Щуровского завода европейским нормам и стандартам мы ежегодно приглашаем специалистов из института имени Менделеева. Они выполняют расширенный анализ выбросов от печей: измеряют выбросы тяжелых металлов, сложных диоксинов и фуранов, хлоридов, фторидов – всех веществ, которые установлены нашими внутренними стандартами. Последний расширенный анализ проводили в августе этого года, на днях получили результаты. Показатели выбросов не ухудшились по сравнению с предыдущим годом – для нас это самое главное. Значит, использование альтернативного топлива никаким образом не повлияло на параметры выбросов предприятия».

Евгений Романов, начальник участка по производству клинкера:

«У жителей Коломны бытует мнение, что на предприятии по ночам отключают фильтр, но его нельзя отключить — без него не запустится печь. Вокруг завода расположено большое количество всевозможных предприятий, в том числе шиномонтаж, где регулярно сжигают шины. Запах идет жуткий. И когда люди проезжают мимо и видят, что у нас идет пар из трубы, все думают, что это дело рук большого предприятия».

Повезут ли в Коломну мусор для сжигания

29 ноября в Коломне закрыли полигон «Воловичи». Одновременно с этим на проектную мощность вышел КПО «Юг». Не повезут ли в скором времени на коломенский цементный завод мусор для сжигания?

На данный момент завод не может утилизировать ТКО. «В нашей лицензии значатся пять наименований отходов, которые мы имеем право утилизировать: четыре их них – это все виды покрышек и шин, а пятое – сырьевая добавка», — сказала эколог предприятия Ольга Бухтоярова.

Артур Бузюров добавил, что на коломенском заводе сейчас нет ни установок, с помощью которых можно было бы использовать в качестве альтернативного топлива сортированные ТКО, ни утвержденных проектов строительства таких установок. «Да, мы анализируем результаты использования этой технологии нашими западными коллегами и опыт завода в Калужской области, чтобы понимать, какое влияние альтернативное топливо оказывает на производство клинкера и цемента. Но на данный момент у нас нет решения для по использованию этой технологии», — сказал он.

Сотрудники завода также заметили, что в Европе наибольшее распространение технология получила в Австрии, Чехии, Германии. Активно применяется в других странах: Болгарии, Франции, Румынии, Польше и т. д. Средний процент замещения альтернативным топливом, полученным из отходов, составляет более 40%. На предприятиях LafargeHolcim в среднем по миру процент замещения составляет 58%, один из заводов в Австрии (Retznei) на 95% работает на отходах, а в принципе, современные цементные заводы могут замещать до 100% топлива альтернативными видами.

В России компания использует технологию для утилизации ТКО на единственном предприятии – в пос. Ферзиково Калужской области. Здесь процент замещения природного газа альтернативным топливом составляет около 15%.

Две причины заменять основное топливо альтернативным

1. Для экономии огромных запасов газа или угля. Плюс исчезает мусор, который пошел бы на полигон.

2. Для снижения выбросов СО2 в производстве цемента

В процессе производства цемента на Щуровском заводе процент замещения основного топлива альтернативным – отработанными шинами – составляет от 1,5 до 3%.

5890 тонн покрышек утилизировали в печи цементного завода в 2019 году. В 2018 году в печь отправили 6200 тонн шин или 1 200 000 шин.

2 факта о Щуровском цементном заводе, о которых вы не знали:

  • Это первый цементный завод в России. В 2020 году предприятию исполнится 150 лет.

  • Завод является самым высоким сооружением в Коломенском городском округе. Высота башни предварительного нагрева составляет 114 метров.

 

Чтобы быть в курсе событий, происходящих в Коломне, присоединяйтесь к группе Kolomna-news в «ВКонтакте»«Одноклассники»«Фейсбук» и подписывайтесь на наш Instagram и канал в Telegram.