Были церквями, стали приделами Вознесенского храма

Просмотров: 33

Вознесенский храм имеет богатую и интересную историю. Легенда гласит, что рядом с нынешним храмом монголы воздвигли костер, на котором сожгли погибшего в битве военачальника – чингизида Кюльхана и его соратников. Но после кровавых битв поля стали заселяться, застраиваться, и именно на том месте, где сейчас красуется церковь Вознесения Господня, в древности насчитывалось три храма.

Церкви великомучениц Екатерины и Варвары объединили

Деревянный Вознесенский храм основан примерно в XV веке, а первые его упоминания в писцовых книгах датируются 1578 годом. В то время он состоял из двух отдельно стоящих построек: колокольни и ротонды, а по соседству стояли еще две церкви – великомучениц Екатерины и Варвары.

В давние времена в Коломне существовала Екатерининская улица (ныне Красногвардейская – прим. ред.), тогда как храм великомученицы Екатерины связывался с Вознесенской церковью Екатерининским переулком. Рядом находился и храм великомученицы Варвары.

В XVII-XVIII веках в Коломне начинается каменное строительство. К этому времени главным приходским считался Вознесенский престол, при котором находилась теплая церковь великомученицы Екатерины с приделом святой Варвары.

А вот церковь великомученицы Варвары уже не упоминается. Почему? Данных о причине исчезновения этого храма нет. Возможно, она была разрушена, упразднена или разобрана из-за ветхости. Уже в 1786 году в донесениях коломенского городничего о ней говорится именно как о приделе. А в начале XIX века такая же участь настигла и храм св. великомученицы Екатерины – из самостоятельной церкви она стала всего лишь приделом.

Настоятелем храма мог стать святитель Филарет

В 1799 году в Коломне появился новый храм – Вознесенская церковь. Но после окончания строительства служба в нем началась не сразу – настоятеля здесь тоже не было. Тогда коломенцы решили отправить ходатаев к митрополиту Московскому и Коломенскому Платону. Они просили рукоположить к Вознесению сына троицкого священника Михаила Дроздова Василия, будущего владыку Филарета. Однако тот отказался, выразив желание продолжить образование. И настоятелем храма стал зять будущего святителя – отец Иродион Сергиевский, женатый на родной сестре Василия Дроздова.

При нем храм значительно расширился. В 1808 году ротонду и колокольню соединили трапезной. Церковь великомученицы Екатерины упразднили, а в Вознесенском храме учредили два придела – святых Екатерины и Варвары.

Храм Вознесения Господня был летним: иконостас от боковых приделов отделяли стеклянные двери, которые закрывали на зиму и открывали только к празднованию Пасхи. А все потому, что ротонда была неотапливаемой.

Иконостас сохранился с древних времен

Что представляет собой Вознесенский храм в наше время? Начнем с главного украшения храма – иконостаса. Он сохранился с 1799 года и сейчас имеет пять ярусов. Первый снизу – это местный ряд. От него сохранились две диаконские двери: справа – архидиакон Евпл, слева – архидиакон Стефан. Второй – двунадесятый ряд – не сохранился вовсе. Третий ряд, приходящийся на середину иконостаса, – апостольский. Все его иконы сохранились полностью, но на момент восстановления церкви были в ужасном состоянии. От пророческого ряда сохранились лишь две иконы. Одну из них нашли на колокольне Троицкой церкви на Репне и затем передали приходу Вознесенской церкви, и она заняла свое место на иконостасе. Пятый, самый верхний ряд святых праотцев, полностью сохранился. На самом верху иконостаса, в треугольнике – изображение иконы «Снятие со Креста», а также крест с предстоящими.

Возрождение казачества

С 90-х годов прошлого века и до наших дней храм Вознесения Господня активно сотрудничает с коломенским казачеством. Казаки посещают храм, участвуют в таинствах богослужения, помогают в восстановительных работах. Супруги венчаются здесь и тут же крестят потом своих детей. «Наша задача – воспитать казачество в духе христианства и православия», – говорит настоятель Вознесенского храма протоиерей Алексий Виноградов.

Сегодня в Коломне насчитывается около 25 реестровых казаков. У них есть своя амуниция, звания, погоны, устав и знаки отличия. Помимо взаимодействия с церковью они сотрудничают с правоохранительными органами, принимают участие в светских и религиозных праздниках.

Юлия НИКОНОВИЧ

Фото: Александр ВИТИН

Порекомендуйте эту новость друзьям:

Оставить комментарий

avatar